«В гостях у Чехова»
Интеллектуальное кафе для студентов техникума информационных технологий ДОНинтех
Обоснование
для организации на базе библиотеки № 2 им. А.П. Чехова интеллектуального кафе для молодежи
Интеллектуальное кафе – видоизмененная форма литературно-музыкальной гостиной, практикуемой в работе библиотек достаточно давно. Появление такого модификационного варианта проведения досуга молодежи нужно всячески приветствовать, учитывая сегодняшнюю печальную ситуацию общего негативного отношения юного поколения к образованию, учебе, книге и ценности познания.
Слово «кафе» задает форму оформления групповой деятельности: столики и кресла, самовары, чайные чашки и чай, угощение и музыка, театрализованные сценки, танцы и веселые шутки.
Слово «интеллектуальное» указывает на вполне определенное серьезное содержание деятельности, а именно – интеллектуальную напряженную работу по решению заданных определенных задач по определенной тематике, в данном случае о наследии Чехова.
Особенности
Своеобразие данной формы деятельности – это сочетание труда и отдыха.
В неформальной обстановке, расположившись за столиками с чайной сервировкой, молодежь перекидываютсяпервыми суждениями по поводу поставленной проблемы. Этот первый шаг – будто проба или как будто зарядка для предстоящей напряженной работы.
Затем звучит заготовленное и продуманное со ссылками на литературный материал сообщение. (Чай в это время никто не пьет.) Откликом на него становятся вопросы. Их записывают. Ответы прозвучат позже, после короткого перерыва. (Теперь звучит музыка, разливают чай, лакомятся угощением, свободно высказываются о впечатлениях от сообщения.)
Дискуссия в кафе сохраняет все черты настоящей культурной дискуссии: действует правило «одного голоса», не нарушается принцип уважения каждого мнения, звучит благодарность слушателям после выступления, при обращении к конкретному лицу его называют по имени, не допускаются злые шутки и насмешки, все стараются следовать суровой логике, а при расхождении мнений констатируют многоликость мира и пестроту взглядов в нем.
Методика «Интеллектуального кафе» способствует внедрению в повседневность учащихся, в их домашнее семейное бытие разговоров о жизни, размышлений и содержательных бесед, а также в корне меняет характер представления молодых людей об отдыхе как ничегонеделанье и беспредельном насыщении.
Интеллектуальное кафе со временем может стать открытым: туда будут приходить родители, жители микрорайона, почетные гости, местные знаменитости, журналисты, священники, спортсмены и пр.
Оформительская сторона интеллектуального кафе должна быть основательно продумана. В качестве средств используются костюмы, в данном случае эпохи Чехова или Чеховских героев, музыка, красочный дизайн, ритмическая смена напряжения и расслабления, ароматный чай, красивая легкая сервировка. Для создания благоприятного климата и дружеской атмосферы очень важна фигура ведущего. Как правило, это – лидер группы студентов, и помогает ему сотрудник библиотеки.
Техническая сторона обеспечена мультимедийной установкой, сопроводительным видео и аудиоматериалом.
«Интеллектуальное кафе» – тонкая, красивая, эффективная форма общения и познания, диалога и группового единения учащихся. Кроме этого интеллектуальное кафе выполняет ряд, перечисленных ниже целей и задач.
Цели:
– создание на базе библиотеки инновационной формы деятельности творческого объединения, занимающегося изучением наследия русского классика А.П. Чехова – через работу интеллектуального кафе привлечь внимание населения, общественности и СМИ к деятельности библиотеки – активизировать работу с молодежью – подготовка к 155-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова – осмысление чтения чеховских произведений как явления культуры в современном контексте
Задачи
– приобщения читателей к творчеству А.П. Чехова; – сохранения и развития традиций российской духовной культуры; – обеспечения доступности к информации, культурным ценностям, услугам учреждений культуры; – популяризация чеховского наследия – пополнение коллекции исследовательских материалов о жизни и творчестве А.П. Чехова
Срок действия
Встречи в кафе проводятся 1 раз в месяц январь-май, сентябрь-декабрь 2013 по 2015 гг. План работы кафе на следующий сезон разрабатывается в декабре текущего года.
Формы реализации
Тематика встреч разрабатывается руководителем проекта Бочкаревой Надеждой Дмитриевной, заведующей библиотекой №2 им. А. П. Чехова. Интерактивную часть мероприятия выполняют студенты в качестве домашнего задания. Во время встречи проводится дискуссия на тему, связанную с фактами и событиями жизни и творчества Чехова. Во время встреч проводятся театрализованные зарисовки, чтения по ролям, игры.
Меню каждой встречи оговаривается предварительно. Оно состоит из двух частей: непосредственно из десерта к чаю и «интеллектуальное меню» (меню со смыслом), т.е. наименования различных блоков встреч.
К каждой встрече подготавливаются выставки, просмотры, выпускаются программки.
Тематика встреч на 2013 год разработана в необычном ракурсе, с учетом современной актуальности по вопросам интересным для студенческой аудитории
Целевое назначение кафе
Для студентов Батайского техникума информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех»
Руководитель кафе
Бочкарева Надежда Дмитриевна, заведующий библиотекой № 2 им. А.П. Чехова
Организатор встреч
Маркова Е. А., преподаватель техникума, мастер группы студентов Батайского техникума информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех»
Методическая поддержка
Методическую и информационную поддержку развитию кафе осуществляют: Ревинова Ирина Павловна, заведующий отделом методической и библиографической работы; Малютина Зоя Васильевна, заместитель директора МБУК «Централизованная библиотечная система»; Малютина Наталья Викторовна, заведующий отделом справочно-информационного отдела
Материально-техническая база
Компьютерная техника библиотеки № 2 им. А. П. Чехова, программное обеспечение Microsoft Office 2003-2007. Столы, стулья, кресла, диваны, сервировочные приборы, самовары, чайные принадлежности библиотеки № 2 им. А.П. Чехова. Затраты на приобретение десертов расходуются из внебюджетных средств.